Инструкция по установке турбины

Помните:

Несоблюдение правил установки турбокомпрессора ведет к его поломке!

Внимание!

Запрещается применять любые герметики. Куски и обрывки герметика выводят турбину из строя. Исключите попадание песка и пыли в масло подающую и маслосливную магистрали. Песок из турбины не вымывается, он измельчается, оставаясь в подшипниках скольжения. Соблюдайте правила пожарной безопасности.

Воздушный фильтр:

   Проверьте герметичность коробки и крепления крышки воздушного фильтра.   Прочистите основания коробки фильтра и заборный патрубок.   Промойте воздушные патрубки, от фильтра к турбине, от турбины к всасывающему коллектору двигателя и коллектор двигателя от пыли и налипшего песка.

Турбокомпрессор:

1. Приведите ротор турбины в движение пальцами и запомните, с каким усилием он вращается. Радиальный и осевой в пределах 0,05-0,1мм люфт обязательный (предусмотрен конструкцией). При последующих работах периодически прокручивая ротор, сравнивая усилия вращения.

2. Перед соединением с турбиной промойте бензином масло-подающую магистраль.

3. Перед монтажом масло-подающего патрубка залейте в турбокомпрессор масло, пользуясь шприцом и прокручивая ротор рукой.

4. Не затягивайте основательно масло-подающую трубку, чтобы получить визуальное подтверждение наличия подачи масла.

5. Убедитесь в том, что есть свободный слив масла в поддон картера, продувкой магистрали.

6. Прикрутите все патрубки от фильтра к турбине, кроме воздуховодного для того, чтобы можно было контролировать вращение ротора визуально.

7. Запустите двигатель на 10-20 секунд. Контролируйте появление масла из незатянутого до конца стыка масло-падающего шланга.

8. Проверьте усилие вращения ротора турбины, после полного его остановки (п.2.).

9. Если масло не появилось, повторите п.п. 8,9 два-три раза до появления масла.

10. Затяните масло-падающий шланг, заведите двигатель на одну минуту.

11. Проверьте, как крутится ротор турбины рукой, после его полной остановки.

12. Если нет изменений усилия вращения ротора, наденьте воздуховодный патрубок от фильтра к турбине, затяните и проверьте крепление хомутов, запустите двигатель на холостом ходу, проверьте работу турбокомпрессора на различных режимах работы двигателя.

13. При появлении посторонних звуков (вой, свист и т.д.), а также появления масла в воздуховодных патрубках немедленно заглушите двигатель и обратитесь к специалисту. Не принимайте никаких действий по разборке турбокомпрессора!

ПРИЧИНЫ ОТКАЗА ТУРБОКОМПРЕССОРАИ УХОД ЗА НИМ

Когда в двигателе с принудительным наддувом выходит из строя турбокомпрессор, не стоит сразу обвинять в этом саму «турбину». Практикой установлено, что в большинстве случаев отказ турбокомпрессора вызывается «внешними» причинами.

Дело в том, что турбина-наиболее высоко нагруженный агрегат двигателя. Условия, в которых работает турбокомпрессор, характеризуется огромным перепадом температур. В то время как турбинная часть подвергается воздействию отработавших газов температурой порядка 900  градусов С., со стороны компрессора температура конструкции почти на порядок ниже. Температурный фактор усугубляется высокими динамическими нагрузками, возникающих вследствие колоссальных оборотах  ротора  (до 1200000об\мин). Ситуация усугубляется тем, что турбокомпрессору по определению суждено работать «на перекрестке» многих систем двигателя: системы выпуска и впуска отработавших газов, системы смазки и охлаждения, вакуумной системы и системы вентиляции, а также системой управления двигателем. Неисправность каждой из них оборачивается нарушением нормального (расчетного) режима работы турбокомпрессора.

Так что надежность турбокомпрессора зависит от многочисленных внешних факторов. В идеале турбокомпрессор нового поколения теоретически мог бы работать до полного износа двигателя, включая все возможные капитальные ремонты.

Прежде чем ставить новый турбокомпрессор, вместо вышедшего из строя, нужно обязательно выявить и устранить причину его отказа. Если этого не сделать, то с большей долей вероятности и новая турбина вскоре будет повреждена. Чтобы отсрочить замену турбокомпрессора или вовсе исключить ее, нужно иметь четкое представление о причинах, провоцирующих отказ турбокомпрессора, и принимать действенные меры по их устранению.

Среди множественного числа возможных причин поломки турбокомпрессора выделяют несколько основных факторов, которые вызывают до 90% всех отказов:

1. Нарушение в работе системы смазки ротора турбокомпрессора — масляное голодание.

Для теплонагруженной детали, при больших оборотах, смазка играет большое значение. Причем, на работоспособность турбины оказывает влияние и качество масло и его количество. Если в зону трения масло поступает меньше и низким давлением, чем положено, это грозит серьезным нарушением работоспособности ротора, вплоть до его заклинивания.

 Причины нарушения в работе системы смазки ротора:

Снижение пропускной способности трубки подачи масла, неисправен масляный насос, отказ редукционного клапана, низкий уровень или отсутствия масла в картере двигателя, засорение масляного фильтра, попадание воздуха в систему смазки.

  2. Механическое загрязнение моторного масла – присутствие в масле механических взвесей.

Чаще это бывают твердые частицы различного размера, обладающие абразивными свойствами. Попадая в зазоры между трущимися поверхностями, они вызывают их механический износ. Результат «работы» мелких частиц, выглядит как полирование контактных поверхностей вала и подшипников, сопровождающееся «зализыванием» их переходных кромок. Крупные частицы оказывают более радикальное воздействие, интенсивно шлифуют поверхности трения с образованием глубоких рисок и задиров.

Причины загрязнения масла: несвоевременная замена масла, засорившийся, поврежденный или низкокачественный масляный фильтр, грязь, попавшая при ремонте, неисправный перепускной клапан масляного фильтра, масло низкого качества, коксующееся в процессе работы двигателя.

Важно! Своевременно заменять масло и масляный фильтр, включая промывку масляной системы. Грязное масло показатель возникновения очень мелкого и твердого нагара (шлака), своеобразная абразивная смесь, которая приводит к интенсивному износу трущихся пар, в том числе коленчатого вала и т.д.

3. Механические повреждения колес турбины и компрессора.

К числу распространенных причин отказа турбокомпрессора относится попадание в него посторонних предметов. Как правило, это заканчивается необратимыми повреждениями компрессорного или турбинного колес. Причем, вне зависимости от тяжести дефекта он в итоге всегда приводит к гибели турбины. Даже самое незначительное повреждение, прежде всего, нарушает балансировку ротора, а уже дисбаланс окончательно добивает весь агрегат. Впрочем, для этого случая незначительные последствия являются исключением, а не правилом. Обычно дело оборачивается серьезным искажением формы лопаток, их разрушение  или того хуже — отрывом колес. Колесо компрессора часто подвергается абразивному воздействию пыли и песка, попадающих во впуск через поврежденный фильтр и патрубок. Результат напоминает качественную пескоструйную обработку. Достаточно при замене воздушного фильтра по неосмотрительности уронить во впускной патрубок маленькую шайбу, кусочек ветоши или даже бумагу, и можно начинать копить деньги на аварийную замену турбокомпрессора. Для роторного колеса источниками серьезных неприятностей является двигатель и система выпуска отработанных газов. Двигатель иногда «выстреливает» в колесо ротора твердыми кусочками нагара, осколками поршня или клапана, а из выпускной системы в нее могут залетать (на некоторых режимах работы) частицы разрушившегося катализатора. Учитывая предельную динамику турбины, и то, и другое губительно.

4. Превышение допустимых пределов работы турбокомпрессора.

Прежде всего, превышение предельной частоты вращения ротора, что сопровождается ростом объема и скоростью выхлопных газов передаваемой на колесо ротора. Резкое повышение температуры выхлопных газов. В результате частота вращения превышает сверхзвуковую скорость, и как следствие взрывное разрушение (как аналог преодоление сверхзвукового самолета, звукового барьера).

ЗАГРЯЗНЕННОЕ МАСЛО

    Мелкие частицы загрязнения не могут быть замечены в масле визуально, но о причине износа поверхности говорит округление внешних граней.

    Крупные частицы загрязнения-принесенные маслом, могут проточить глубокие канавки. Отверстие радиального подшипника, образованный спец. тангенсальными поверхностями, а также сложные опорные поверхности, упорного подшипника, могут быть нарушены.

НЕДОСТАТОЧНОЕ СМАЗОВАНИЕ

     Там, где уменьшена подача масла на турбину (например, когда прокладка частично перекрывает доступ масла или образовывает кромку), или занижено давление от масляного насоса, уменьшается давление в масляном клине. Происходит зависание вала ротора и как следствие происходит местный перегрев. Полное отсутствие масла приводит к заклиниванию ротора и повреждение турбины неизбежно.

   Допускается – кратковременное отсутствие давления масла в турбине в период запуска двигателя.

ПОВРЕЖДЕНИЕ ПОСТОРОННИМИ ПРЕДМЕТАМИ

     Твердые посторонние, предметы, попавшие на колесо компрессора,  двигаясь по входному отверстию, могут выломать лопатки колеса, что приведет к дисбалансу ротора и как следствие поломке всего турбокомпрессора.

       Соль или песок причиняют эрозию и коррозию, в конечном приводят к сильным повреждениям.

       Мягкие посторонние предметы (протирочная ткань или даже бумага) могут причинить повреждения.

        Твердые посторонние, предметы,  попавшие на турбину ротора, точно также приводит к поломке турбокомпрессора.

        Внимание! В процессе установки турбокомпрессора необходимо исключить попадания любых посторонних предметов в коллектор, воздуховоды  двигателя.  Необходимо устанавливать исправный воздухоочиститель.